Что такое бизнес-коучинг?
Коучинг – сопровождение клиента в его поиске решения. (ICN)
Коуч – специалист, способный оказывать квалифицированную помощь клиенту в развитии его бизнеса и достижении его жизненных целей, вести тренинговую работу с помощью методологии коучинга.
В русском языке слово коуч новое. Обычно английское слово coach переводится на русский как «тренер». В то же время, слово коуч имеет свой собственный смысл. Разобраться в этом позволит история создания термина. Изначально слово coach означало «повозка», (причем возничих называли cловом coacher, кучер), что нашло отражение в русском языке. Не следует путать два этих слова. Человек, практикующий коучинг — это коуч, не коучер.
В конце XIX века словом coach английские студенты начали называть репетиторов, которые помогали студентам подготовиться к экзаменам, «подвезти» по отдельныем предметам. Отсюда и термин «повозка». Репетиторы чато являлись преподавателями, но их задачи были принципиально иными. Репетитору нужно было внимательно изучить запросы клиента, понять его слабые места и не обучать клиента всему заново, а разработать план действий, который позволит студенту в нужный срок продемонстрировать нужные результаты. Важными вопросами оставались и развитие отвественности клиента и мотивация к достижению. Критерий оценки работы репетитора крайне прост — сдал клиент экзамен или нет. Фактически уже тогда были заложены основы базовых моделей коучинга.
В начале XX века в спортивных командах кроме менеджеров, руководителей команд, начали появляться коучи. Перед ними стояли задачи репетиторов: определить реалитичные и в то же время несколько амбициозные цели для команды, также как и цели для конкретного спортсмена; разобратья в сильных и слабых сторонах спортсменов; определить то, что им поможет достичь поставленных целей; создать план тренировок; мотивировать и поддерживать спортсменов в команде. Спорт уже в начале 20 века создал определенные принципы и технологии коучинг-менеджмента, которые стали востребованы для бизнеса во второй половине 20 века. В 70-х годах 20 века спортивный тренер Т. Гэллуэй написал серию книг «Внутренняя игра», где описал различные технологии коучинга применительно к различным видам спорта и для использования в менеджмента в целом.
Параллельно с Геллуэем и спортивными тренерами технологии коучинга активно использовали и финансовые консультанты. В 80-х годах прошлого столетия человек, занимающийся финансовым планированием, по имени Томас Леонард понял, что его наиболее успешные клиенты хотят больше, чем финансовое сопровождение. Для них крайне важно определиться с жизненными целями, ради которых они ставят финансовые цели. Кроме этого, крайне важно не навязывать клиенту то, какой инвестиционный портфель у него должен быть, в процессе консультирования необходимо делегировать на клиента ответственность и использовать косвенные формы мотивации. Через некоторое время Леонард принял слово «коуч».
В начале девяностых годов термин «coaching» был введен в бизнес-терминологию Джоном Уитмором, английским бизнесменом и консультантом, и сейчас употребляется в кругах западного бизнеса так же часто, как «прибыль». Коуч — официально зарегистрированная профессия в США.
В настоящее время коучинг — отдельное направление в консультировании, имеющее свои методы работы, свои технологии, которые общепризнанно высоко эффективны для решения большинства задач. Так как коучинг всегда учитывает личные особенности клиентов и больше ориентирован на результат, он более эффективен, нежели классический тренинг или курс обучения.
Индивидуальный коучинг (коучинг-консультирование) пригодится человеку, стремящемуся достичь больших успехов в развитии своего бизнеса или в своей карьере, но сталкивающемуся с проблемами, с которыми ему не просто справиться. Для индивидуального коучинга обращаются люди, стремящиеся повысить личные продажи, разрешить сложные отношения в коллективе, обучиться делегированию и т д
В настоящее время методологии коучинга активно применяются в сфере менеджмента и позволяют добиться потрясающих результатов. В менеджменте коучинг используется как методология развития персонала и менеджерами применяется в виде т.н. «коридорного» коучинга. Более классические форматы использования коучинга — при личной встрече или по телефону (обычно 30-минутные сессии).
Отличием коучинг-взаимодействия с сотрудником от классического тренинга и индивидуального обучения на рабочем месте является учет индивидуальности сотрудника и нацеленность на конкретную цель. Так, пройдя классический тренинг, сотрудник получит багаж знаний, но возьмет из этого тренинга для практики в лучшем случае только 2-3 инструмента. Благодаря коучинг-взаимодействию — будет выяснено, какие перспективы увеличения эффективности своей работы, на взгляд самого сотрудника, существуют, какие еще возможности повышения своей эффективности сотрудник может найти. Сотрудник (сотрудники, если это коучинг-тренинг) сам оценит лучшие возможности, совместно с коучем составит план внедрения инноваций и реализации поставленных целей и сам возьмет на себя обязательства их осуществлять. Причем, в процессе коучинг-сопровождения будут оцениваться успехи и неудачи и новые возможности достижения большей эффективности. Именно эти отличия делают коучинг более эффективным, чем любой классический тренинг, и обеспечивают его популярность на Западе, как одному из эффективнейших направлений консалтинга.