«Эмоциональная лестница» — техника работы с портретными колодами

Техника “Эмоциональная лестница

Цель: развитие эмоционального интеллекта: самосознания, самоконтроля, эмпатии, способности понимания, различения, выражения и осознанной регуляции эмоций.

Задачи:

  • осознать, какое из неблагоприятных эмоциональных состояний типично для вас
  • осознать, что эмоции поддаются контролю
  • захотеть научиться регулировать свои эмоциональные состояния
  • осознать ряд промежуточных эмоций между нежелательным и желательным эмоциональными состояниями
  • научиться быстро проходить по «лестнице эмоций» от нижней до верхней ступеньки.

Инвентарь: колоды метафорических ассоциативных (проективных) карт «Фейсбук» и/или «Семейный альбом».

Время работы: 60 минут.

Возрастные рамки применения: развитие эмоционального самоконтроля — это особенно актуальная задача с 12-16 лет, но и у взрослых данная техника дает хорошие результаты.

Алгоритм работы.

Вступление. На столе раскладываются карты из портретных колод «Facebook» и «Семейный альбом». Можно обойтись одной колодой, но лучше, когда у вас в работе они обе. Психологу следует учесть, тестировался ли клиент на акцентуацию характера. Если выявлена акцентуация, психологу на начальном этапе следует побеседовать с клиентом, мягко обратив его внимание на те неблагоприятные эмоциональные состояния, которые наиболее характерны для носителей данной акцентуации характера и связаны с риском неблагополучного развития личности.

 Инструкция:

  1. Ведущий говорит клиенту: «Подумайте о том, какое ваше эмоциональное состояние возникает достаточно часто и причиняет вам беспокойство, плохо на вас влияет. Состояние, мешающее вам в повседневной жизни, воздействие которого вы хотели бы уменьшить. Выберите карту, человек на которой переживает это эмоциональное состояние. Как вы узнали, что этот человек чувствует то же самое чувство?»
  2. Ведущий сообщает, что данная техника направлена не на то, чтоб клиент вообще перестал переживать данную эмоцию, а на то, чтобы, когда ситуационные триггеры привычно запустят негативную эмоцию, немедленно это осознать и в быстром темпе пройти по ступенькам эмоциональной лестницы от негативной до желательной эмоции.
  3. Теперь просим выбрать еще одну карту — на ней должен быть изображен человек, испытывающий ту эмоцию, которую хотел бы переживать клиент вместо выбранной им нежелательной эмоции. Ведущий следит за тем, чтоб выбор эмоции на замену был реалистичным — не следует на место эмоции «берсеркерская ярость» выбирать «безмятежное счастье», или на место «мучительная ревность» ставить «щедрая готовность делиться» — в обоих названных случаях более уместными чувствами будут спокойствие, принятие, уверенность. Просим прокомментировать вторую карту: «Как вы узнали о том, какие чувства испытывает этот человек?» Обращаем внимание на мимические проявления интересующей нас эмоции.
  4. Экология — этап признания. Предложить клиенту посмотреть на картинку с лицом человека, переживающего негативную эмоцию, и найти в этой эмоции положительные черты. Проговорить, что каждое состояние несет в себе что-то хорошее для нас, как-то нас защищает, и что в определенной жизненной ситуации, которая — мало ли? — может быть, возникнет однажды — она будет уместной и конструктивной. Поэтому наша цель не забыть об этом чувстве навсегда, а только не застревать в нем тогда, когда это не идет на пользу нам и нашим отношениям с другими.
  5. Просим клиента интуитивно выбрать от трех до шести карт, образующих «эмоциональную лестницу» от нижней ступени — нежелательного эмоционального состояния, с которым мы работаем, до верхней — желательного эмоционального состояния. После того, как карты интуитивно выбраны и разложены по порядку, просим клиента постараться ответить на вопрос, что это за промежуточные эмоции. Например, цепочка от нежелательного состояния «ярость» к желательному «интерес» может оказаться такой: ярость — негодование — возмущение — удивление — интерес.
  6. Просим клиента пройти по ступенькам эмоциональной лестницы, переживая состояние за состоянием. Если у клиента на предыдущем этапе не получилось осознать эмоциональное содержание лиц на ступеньках лестницы, он почувствует эти эмоции сейчас и сможет их назвать. Приветствуем клиента на верхней ступеньке лестницы — в желаемом эмоциональном состоянии. Повторяем этот этап еще два раза. «Лестница» освоена, теперь клиенту знаком и уже почти привычен путь, где эмоции быстро сменяют друг друга, заканчиваясь желаемым состоянием. Каждое новое прохождение по ступенькам эмоциональной лестницы получается все быстрее.
  7. Фотографируем получившуюся картину на мобильник клиента. Даем клиенту задание возвращаться к фотографии эмоциональной лестницы раз в день в течение трех недель.

Выводы. Эмоциональные состояния в большой степени подконтрольны человеку. Своевременно научиться влиять на свои эмоции, останавливать разрушительные тенденции и поощрять конструктивные — важная задача. Учиться этому следует, начиная с подросткового возраста. Данная техника раскладывает сложный процесс осознания и управления эмоциями на ряд простых шагов, доступных как взрослому, так и подростку. Регулярная практика данной техники помогает человеку преодолеть привычные стереотипы возникновения негативных реакций в ответ на определенные внешние факторы.

0

Ваша корзина