«Эмоциональная лестница» — техника работы с портретными колодами
Техника “Эмоциональная лестница”
Цель: развитие эмоционального интеллекта: самосознания, самоконтроля, эмпатии, способности понимания, различения, выражения и осознанной регуляции эмоций.
Задачи:
- осознать, какое из неблагоприятных эмоциональных состояний типично для вас
- осознать, что эмоции поддаются контролю
- захотеть научиться регулировать свои эмоциональные состояния
- осознать ряд промежуточных эмоций между нежелательным и желательным эмоциональными состояниями
- научиться быстро проходить по «лестнице эмоций» от нижней до верхней ступеньки.
Инвентарь: колоды метафорических ассоциативных (проективных) карт «Фейсбук» и/или «Семейный альбом».
Время работы: 60 минут.
Возрастные рамки применения: развитие эмоционального самоконтроля — это особенно актуальная задача с 12-16 лет, но и у взрослых данная техника дает хорошие результаты.
Алгоритм работы.
Вступление. На столе раскладываются карты из портретных колод «Facebook» и «Семейный альбом». Можно обойтись одной колодой, но лучше, когда у вас в работе они обе. Психологу следует учесть, тестировался ли клиент на акцентуацию характера. Если выявлена акцентуация, психологу на начальном этапе следует побеседовать с клиентом, мягко обратив его внимание на те неблагоприятные эмоциональные состояния, которые наиболее характерны для носителей данной акцентуации характера и связаны с риском неблагополучного развития личности.
Инструкция:
- Ведущий говорит клиенту: «Подумайте о том, какое ваше эмоциональное состояние возникает достаточно часто и причиняет вам беспокойство, плохо на вас влияет. Состояние, мешающее вам в повседневной жизни, воздействие которого вы хотели бы уменьшить. Выберите карту, человек на которой переживает это эмоциональное состояние. Как вы узнали, что этот человек чувствует то же самое чувство?»
- Ведущий сообщает, что данная техника направлена не на то, чтоб клиент вообще перестал переживать данную эмоцию, а на то, чтобы, когда ситуационные триггеры привычно запустят негативную эмоцию, немедленно это осознать и в быстром темпе пройти по ступенькам эмоциональной лестницы от негативной до желательной эмоции.
- Теперь просим выбрать еще одну карту — на ней должен быть изображен человек, испытывающий ту эмоцию, которую хотел бы переживать клиент вместо выбранной им нежелательной эмоции. Ведущий следит за тем, чтоб выбор эмоции на замену был реалистичным — не следует на место эмоции «берсеркерская ярость» выбирать «безмятежное счастье», или на место «мучительная ревность» ставить «щедрая готовность делиться» — в обоих названных случаях более уместными чувствами будут спокойствие, принятие, уверенность. Просим прокомментировать вторую карту: «Как вы узнали о том, какие чувства испытывает этот человек?» Обращаем внимание на мимические проявления интересующей нас эмоции.
- Экология — этап признания. Предложить клиенту посмотреть на картинку с лицом человека, переживающего негативную эмоцию, и найти в этой эмоции положительные черты. Проговорить, что каждое состояние несет в себе что-то хорошее для нас, как-то нас защищает, и что в определенной жизненной ситуации, которая — мало ли? — может быть, возникнет однажды — она будет уместной и конструктивной. Поэтому наша цель не забыть об этом чувстве навсегда, а только не застревать в нем тогда, когда это не идет на пользу нам и нашим отношениям с другими.
- Просим клиента интуитивно выбрать от трех до шести карт, образующих «эмоциональную лестницу» от нижней ступени — нежелательного эмоционального состояния, с которым мы работаем, до верхней — желательного эмоционального состояния. После того, как карты интуитивно выбраны и разложены по порядку, просим клиента постараться ответить на вопрос, что это за промежуточные эмоции. Например, цепочка от нежелательного состояния «ярость» к желательному «интерес» может оказаться такой: ярость — негодование — возмущение — удивление — интерес.
- Просим клиента пройти по ступенькам эмоциональной лестницы, переживая состояние за состоянием. Если у клиента на предыдущем этапе не получилось осознать эмоциональное содержание лиц на ступеньках лестницы, он почувствует эти эмоции сейчас и сможет их назвать. Приветствуем клиента на верхней ступеньке лестницы — в желаемом эмоциональном состоянии. Повторяем этот этап еще два раза. «Лестница» освоена, теперь клиенту знаком и уже почти привычен путь, где эмоции быстро сменяют друг друга, заканчиваясь желаемым состоянием. Каждое новое прохождение по ступенькам эмоциональной лестницы получается все быстрее.
- Фотографируем получившуюся картину на мобильник клиента. Даем клиенту задание возвращаться к фотографии эмоциональной лестницы раз в день в течение трех недель.
Выводы. Эмоциональные состояния в большой степени подконтрольны человеку. Своевременно научиться влиять на свои эмоции, останавливать разрушительные тенденции и поощрять конструктивные — важная задача. Учиться этому следует, начиная с подросткового возраста. Данная техника раскладывает сложный процесс осознания и управления эмоциями на ряд простых шагов, доступных как взрослому, так и подростку. Регулярная практика данной техники помогает человеку преодолеть привычные стереотипы возникновения негативных реакций в ответ на определенные внешние факторы.