Ассорти социальных ролей

Одна из основных, базовых человеческих потребностей – потребность в признании. Люди нуждаются в одобрении и уважении окружающих, в том, чтобы их высоко ценили. Достичь этого можно, действуя в разных направлениях. Карьера, большая дружная семья, дом-полная чаша, творческие успехи и известность – разные способы получить такое признание. Но почему одни женщины выбирают строить карьеру, а другие – иметь много детей, одни нанимают уборщиц, а другие находят удовольствие в наведении чистоты, одни считают, что мужчина обязан их содержать, причем на высоком уровне, а другие желают быть полностью независимыми материально?

Психолог Ева Весельницкая пишет, что существуют четыре способа женской социализации, то есть, способа жизни в обществе, пути самоутверждения и самореализации. Выбор пути, по которому пойдет девочка, взрослея и становясь самостоятельным членом общества, зависит от ценностей и установок, заложенных в детстве воспитателями, а также от склонностей и характера самой девочки.

— Хозяйка. Куда бы ни пришла хозяйка, она принесет с собой уют. Ее рабочий стол, ее автомобиль, всякое место, где она бывает подолгу – средоточие уюта. Излишне и говорить, что в доме у нее порядок и красота, она чудесно готовит и даже печет домашний хлеб, не говоря уже о пирогах и разносолах. У хозяйки всегда есть запасы, как еды, так и подарков – вдруг пригласят куда-то. Хозяйкино творчество — забота о своем пространстве, в первую очередь, своем доме и его обитателях.

— Воительница. Дома у воительницы царит обычно строгий минимализм – никаких там салфеточек – ковриков – вазочек. Все предельно просто и приспособлено для отдыха. Чисто, но без излишеств. Воительнице практически наплевать на уют. Самой ей комфорт необходим по минимуму. Она не понимает, как можно столько времени посвящать своему дому или, например, зачем тратить полтора часа на домашний пирог, когда можно купить сладкое в магазине. Сила воительницы, смысл ее деятельности – в добыче разных благ и самоотдаче делу. Воительница отдает себя работе, если семья мешает ей, она готова ущемить в интересах семью.

— Приз. Женщина-приз совершенно уверена, что люди должны быть счастливы уже просто потому, что им повезло находиться рядом с нею. «Приз» ставит себя так, что вокруг нее не прекращается соревнование мужчин, а она обещает достаться победителю. «Держит себя за красавицу» — это, опять же, про нее. Приз не считает себя обремененной любыми обязанностями – работать или вести хозяйство. Мужчина должен полностью ее обеспечивать и быть благодарным за то, что она сияет для него. Расслабляться, имея возлюбленную-Приз – большая ошибка: в любой момент можно проиграть соревнование на звание «Самого-Самого» и «Приз» перейдет к победителю. То есть, «Приз» недостаточно завоевать один раз, следует постоянно отстаивать свой чемпионский статус.

— Муза. Муза, как и Приз, мало приспособлена к ведению домашнего хозяйства. В отличие от Воительницы, она ни с кем не воюет и ничего специально не добивается. В отличие от Приза, она не считает себя достоянием победителя. Она скорее склонна к одиночеству, чем женщина-Приз, нуждающаяся в широкой спине. Призвание Музы – оказывать поддержку мужчине, стимулировать его к творчеству и социальным достижениям, ориентировать его на великие дела и свершения. Талант Музы – вдохновлять. Быть побудительным мотивом для ближнего. Ее присутствие подталкивает к деятельности, к реализации давно заброшенных творческих идей, к переменам в лучшую сторону.

 

Понятно, что каждая женщина – в какой-то степени и Хозяйка, и Воительница, и Муза и Приз. Но каждая из нас проявляет больше всего таланта и творчества именно в одной из этих областей, и обычно только одна из этих сфер приносит подлинную радость, ощущение счастья и удавшейся жизни, чувство, что ты реализуешь свой истинный талант. А знание об этих четырех различных способах самореализации помогает понять, почему одни женщины не умеют просить, а только требуют, а другие – даже не нуждаются в том, чтобы высказать свою просьбу, и получают все, в чем нуждаются, «по движению бровей». Или почему одна женщина, узнав, что к ней идут гости, бросается приводить дом в порядок, а другая – садится к зеркалу, приводить в порядок себя.

 

Коль скоро существует явление, существует и его оценка. Мне довелось встречаться с полярными мнениями по поводу вариантов женской социализации как способов устроиться в жизни, получить признание в социуме, занять высокую ступеньку общественной лестницы. Некоторые люди склонны оценивать других и их роли четкими критериями старых вестернов: либо белое, либо черное, или хороший, или плохой. Они считают тот или иной способ социализации не заслуживающим уважения. Одни утверждают, что женщина-Приз – паразитка, «Анна на шее» у мужа. Другие не одобряют выбор Хозяек, которые посвятили себя дому и детям, и не занимаются общественной деятельностью. Третьи говорят, что Муз в жизни не встречали, а Воительницы – командиры в юбках, и на женщин вообще мало похожи. Эти мнения показывают, насколько мы, люди, разнимся в своих оценках, ценностях и установках. А коль скоро мы разные, это стоит признавать и учитывать, принимая право других действовать и делать выбор в соответствии с его, а не нашими, взглядами на то, что такое хорошо и что такое плохо.

 

А теперь рассмотрим, каковы мужские способы социализации. Их тоже четыре и они практически параллельны женским:

— Хозяин рассматривает любой участок, как свою территорию, за которую он несет ответственность, а также считает, что обязан заботиться о людях, оказавшихся на его территории. Дом хозяина – его крепость, и он будет стараться, чтобы в доме было все, что делает жилище комфортным. Хозяин любит делать вещи собственными руками и вкладывает в дом свои силы, свою творческую энергию: он никогда не обратится к дизайнеру интерьеров, а расставит все так, как ему видится правильным. Пригласить сантехника или электрика для устранения мелкой поломки считает личным оскорблением, и, кроме того, в доме наверняка найдется либо резьба по дереву, выполненная его руками, либо собственноручно им изготовленный предмет мебели.

— Воин. Сила и энергия Воина направлены на завоевания во внешнем, по отношению к дому и семье, пространстве. Это наиболее социально активные мужчины, среди них и политики, и большие начальники, и рядовые трудоголики, и общественные деятели, и журналисты, и руководители неформальных объединений. У Воина есть идея, и он за нее воюет. Идея может быть связана с обеспечением разного рода благ для своих близких или подопечных, а может касаться общественного устройства и всеобщего блага. Цели и средства у Воинов варьируются в зависимости от главенствующей идеи, но общий момент для всех Воинов – достижение общественно значимых целей. Мужчина, реализующийся как Воин, пользуется наибольшим уважением в современном социуме.

— Подарок обладает талантом увлекать других. Он душа любой компании, способен развлечь людей и поднять настроение, пользуется большой популярностью у женщин. Его таланты располагаются в сфере общения и человеческих эмоций – если такой мужчина выбирает профессию в соответствии с социализацией, то это будет профессия актера, конферансье, ведущего торжеств, а может быть, писателя-юмориста. Общаясь с вами, присутствуя в вашей жизни, он как бы делает вам подарок, и окружающие его люди это чувствуют.

— Авантюрист не терпит ежедневных усилий в одном направлении, таких, как постоянная работа, например. Зачастую это идеалист, но способ его достижения своих идеалов далек от пути Воина. Авантюрист также не привязан к дому и хозяйство его не интересует. Эти люди обладают способностью зарабатывать большие деньги за короткое время, часто живут по принципу «дешево досталось – легко потерялось». Переживать тяжелый период безденежья Авантюристу морально легче, чем устроиться на работу. Одновременно с тем, в некотором роде, Авантюрист – последний герой, потому что никто, кроме него, не занимается освоением новых земель, не идет в кругосветное путешествие на утлой лодчонке, не бросается изучать быт пигмеев или взаимоотношения шимпанзе в Африке.

 

В конце-концов, становится ясно, что, пусть у каждого из нас есть свои предпочтения, касающиеся образа жизни и норм поведения, но без существования всех вариантов социализаций не будет той полноты жизни в нашем мире, что есть сейчас. Кто был бы согласен обойтись без вызывающе красивых женщин-Призов? Без стимулов нашего творчества-Муз? Без Авантюристов, открывающих для нас новые земли и неизвестные доселе законы природы? Без Подарков, что заботятся о нашем настроении? Без Хозяев, создающих нам комфорт? Без Воинов, ведущих всех, кто от них зависит, по дороге жизни? Задумайтесь, все-таки, как хорошо, что вещи, которые не умеете и не желаете делать вы сами, с удовольствием сделают другие люди, именно в этом, сложном для вас деле, наиболее талантливые!

 

Психолог, коуч Ева Морозовская.
Из книги «Житейская психология», Любовь к жизни, Израиль, 2007.

0

Your Cart