Метафорические ассоциативные карты как инструмент работы с отношениями в семье


Всем известна фраза из кинофильма «Доживем до понедельника»: «Счастье – это когда тебя понимают». По этому поводу многие высказывались и писали, как в поддержку, так и в опровержение. Если кратко резюмировать мнение масс о счастье и понимании, то понимание – необходимое условие счастья, но не достаточное. Однако – необходимое. Особенно актуально понимание как базовый элемент счастья в семье, как между супругами, так и между родителями и детьми. Часто понимание связано с поддержкой: супруги и родители часто отказывают в поддержке друг другу и детям, если ценностные ориентации, цели и поведение второй стороны непонятно. А ведь вполне можно поддерживать члена семьи даже и в том случае, если его цели, ценности и поведение тебе непонятны, поддерживать просто из семейственности, уважения и любви, во всем, что для него важно. Даже если нам и не понятно, зачем ему это и почему оно ему важно – принять близкого как есть, с его потребностями, и помочь ему осуществлять  то, что для него важно. В 70е-80е годы прошлого века в руках у психологов появился специальный инструмент, который может помочь в решении проблем взаимопонимания и принятия: метафорические ассоциативные карты, также называемые в разных странах проективными или психотерапевтическими картами. Метафорические ассоциативные карты – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. Некоторые наборы карт совмещают картинку с надписью, другие включают отдельно карты с картинками и карты со словами. Совмещение слов и картинок создает игру смыслов, обогащающуюся новыми гранями при помещении в тот или иной контекст, изучения одной или другой темы, актуальной для человека в настоящее время.

Изначально это проективная методика: важен не заложенный изначально исследователями смысл, а душевный отклик каждого отдельного человека на попавшуюся ему картинку. В одной и той же картинке разные люди увидят совершенно разные феномены, в ответ на стимул вынесут всякий свое внутреннее содержание актуальных переживаний. Более того, в разные периоды жизни и в контексте разных тем ассоциации и толкование происходящего на картинке всякий раз будут отличаться даже у одного и того же человека. С этой точки зрения колода ассоциативных карт неисчерпаема: количество комбинаций тем работы и картинок бесконечно.

Для работы с семейной системой используются обычно портретные колоды карт, например, «Семейный альбом» и «Facebook». Каждая из этих колод – это набор лиц людей любого возраста, от младенцев до глубоких стариков. Вы встретите в колоде любые выражения лица: и неприкрытое счастье, и грусть, и страх, и напряжение, и недоверие, и усталость, и поиск контакта, и надежду, и светлую радость. При помощи этих портретов мы можем рассматривать любые отношения, выбирая карты на роль заместителей участников отношений. Когда клиент психолога выбирает какую-либо карту, чтоб представить себя или другого участника прорабатываемых отношений, психолог спрашивает его, на основе какого именно сходства был сделан этот выбор. Выражение лица? Послание, транслируемое миру? Внешнее сходство, стиль одежды, аксессуары, атрибуты? На начальном этапе работы с ассоциативными картами вас удивит, как часто люди выбирают в качестве своего заместителя человека другого пола, совершенно неподходящего возраста, иногда другого цвета кожи – где наблюдателю никак не возможно было бы понять, на чем основан этот выбор. Здесь уместно проявить любопытство и узнать, какие черты выбранного человека имеют важность для клиента, и что он хочет рассказать нам о себе, выбирая эту карту.

Как метафорические карты служат взаимопониманию между людьми? Прежде всего, карты помогают построить мост от человека к человеку в случаях, когда людям трудно поговорить друг с другом на какую-то острую тему. Карты помогают выразить мысли, сформулировать их и конкретизировать сообщение, нуждающееся в передаче. Помимо облегчения словесного выражения эмоций,  карта, как посредник между эмоциональными мирами двух людей, сама несет в себе некий эмоциональный заряд, и может быть воспринята как послание даже без словесного сопровождения.  Иной раз можно просто показать собеседнику три портрета и сказать: «Я чувствую себя вот так, как на первой карте, а хочу чувствовать себя вот так, как на второй, а не хватает мне для этого того, что есть на третьей карте» – и собеседник поймет тебя без лишних слов. Таким образом, помимо использования метафорических ассоциативных карт «Семейный альбом» и «Facebook» как психотерапевтического инструмента в профессиональной психологической практике, мы можем применять их в наших семейных и личных отношениях для общения с членами семьи и близкими людьми на острые, возможно болезненные, глубоко личные темы. Посредничество карты создает дополнительно атмосферу безопасности и доброжелательного внимания и облегчает обсуждение рискованных и тяжелых тем в семьях. Метафорические ассоциативные карты развивают способность общаться с другими, понимать их, находить в каждом человеке позитивные черты и то общее, что объединяет вас с другими.

Как ассоциативные карты помогают принять другого?  Через перенос собственных психологических феноменов на ту же карту. Через присвоение своих смыслов чертам и выражению лица изображенного человека. В случае не портретных карт, с пейзажами или абстрактными картинами – путем создания общего контекстного пространства, общего для двоих смысла, общей «виртуальной реальности» — и, как одной из сторон этой общей реальности – общего языка.

В инструкции к колоде метафорических ассоциативных карт «Быть. Действовать. Обладать.» приводится следующий способ работы с отношениями:  выберите отношения, в которых вы хотели бы разобраться (с партнером, супругом, другом, ребенком, родителем, коллегой, начальником, и т.д.) Вытащите вслепую пять карт:

1.Что не работает в отношениях?

2.Что я приношу в отношения?

3.Что вторая сторона приносит в отношения?

4.Что работает в отношениях?

5.Что должно произойти, чтоб улучшить взаимоотношения?

В случае работы с колодой, где каждая карта содержит и надпись, и картинку, человек свободно выбирает, с чем ему ассоциироваться: с картинкой или ее частью, с каким-то одним элементом, с обстановкой, с временем суток или года, с цветом или некоей формой, присутствующей в картинке, или только со словами, и от чего он готов отказаться как от незначительного для него в этот момент. Одна из моих клиенток, разбиравшая свои отношения с матерью и страдающая от непонимания со стороны матери,  вытянула такие карты:

1

Что не работает в отношениях? – «обладать контролем»

 

 

 

2

Что я приношу в отношения? – «рисковать».

 

 

 

 

3

 

Что вторая сторона приносит в отношения? – «хранить традиции»

 

 

 

4

 

Что работает в отношениях? – «обладать уважением»

 

 

5

 

Что должно произойти, чтоб улучшить взаимоотношения? — «прощать».

 

 

 

 

Она трактовала выпавшие ей карты так: в отношениях с матерью не работает материнское стремление контролировать жизнь взрослой дочери и выбирать за нее сферы деятельности вплоть до наилучших, с точки зрения матери, мест работы. В свою очередь, дочь пытается проконтролировать часть материнского времени, требуя заботы о своих детях – внуках матери, проконтролировать список дел и приоритеты матери. Это не работает для обеих. Что клиентка приносит в отношения? Она сказала: «То, что я вообще на приеме у психолога обсуждаю отношения с матерью – это определенный риск. Я уверена, что ей бы не понравилось, если б она узнала, что я с кем-то обсуждаю наши отношения. Она очень закрытый человек и требует от меня «не выносить сор из избы» — к вопросу о контроле снова. Что мать приносит в отношения? Мама человек очень традиционный, она, с одной стороны, очень хорошо справляется с тем, чтоб «все было как надо», «как положено» и «как у людей», с другой стороны, она требует того же от меня. Иногда она помогает мне – например, готовит ужин для моей семьи, потому что это традиция – домашняя кухня, семейный ужин. Что работает в отношениях? Несмотря на отсутствие взаимопонимания, мы уважаем друг друга за успехи и профессиональную состоятельность. И каков же ответ на вопрос о том, как улучшить отношения? Ответ универсальный: прощение. Клиентка объясняет: мне нужно простить маму за то, что я от нее не получаю. Принять ее несовершенство и то, что она не отвечает моим ожиданиям. Стараться давать, не ожидая благодарности и радоваться всему тому хорошему, что есть между нами.

Приведенный пример работы показывает нам две основных идеи работы с метафорическими ассоциативными картами:  у них нет заранее закрепленных значений, и клиент трактует вытащенную карту сам, без помощи психолога. Психолог лишь задает наводящие вопросы, чтобы прояснить картину. В результате трактовки и проговора значений карт, обнаруженных клиентом, психолог делает вывод о восприятии клиентом его ситуации, а клиент сам находит ответы на волнующие его вопросы и делает вывод о том, куда ему дальше двигаться с той точки, в которой он находится в настоящий момент.

 

 

Психолог Ева Морозовская

 

0

Ваша корзина